Статья 13413

Название статьи

ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ЛУИ АРАГОНА

Авторы

Тимонина Антонина Петровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой французского языка и методики преподавания французского языка, Пензенский государственный университет, (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), timonin58@sura.ru

Индекс УДК

840

Аннотация

Актуальность и цели. Фоносемантический план высказывания играет особую роль в стихотворном произведении, способствуя обогащению его содержания. Многие поэты сознательно используют в своей творческой деятельности явления звукового символизма. Особый интерес в этом плане представляет творчество крупнейшего французского поэта ХХ в. Луи Арагона, признанного реформатором французской версификации. Однако, несмотря на признание данного факта, вопрос о фоносемантической специфике его произведений изучен недостаточно. Чрезвычайно важно, изучая звуковую организацию его поэтических произведений, привлекать его теоретические труды по проблемам стихосложения. Именно такая цель и ставится в настоящем исследовании – проследить взаимосвязь концепции Л. Арагона о функциях звуков в поэтическом произведении и его практической литературной деятельности.
Материалы и методы. Определение особенностей использования фоносемантических средств как средства повышения содержательной значимости стиха проводится с использованием методов стилистического, смыслового, контекстуального и фоносемантического анализа.
Результаты. Тщательно продуманная инструментовка, звукопись и звуковые повторы, насыщение текста звуками ключевого слова, повторение слов и грамматических форм, употребление паронимов, разнообразные по структуре рифмы – таковы основные приемы, рекомендуемые Л. Арагоном в теоретических трудах и применяемые им в поэтической деятельности для создания определенного ощущения или впечатления и для подчеркивания смыслового содержания стиха.
Выводы. Для полного раскрытия авторского замысла Л. Арагон развил и усовершенствовал звуковую организацию стиха, показав её тесную связь со смысловой стороной высказывания. И вся его поэтическая деятельность, его теоретические работы значительно обогатили французскую поэзию, раскрыли новые возможности в использовании языковых средств, которые остаются актуальными и в современный период.

Ключевые слова

поэзия, поэтический язык, версификация, фоносемантика, звуковая организация стиха, рифма.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Ducrot, O. Nouveau dictionnaire encyclopédique des sciences du langage / O. Duc¬rot, J.-M. Schaeffer. – Seuil, 1995. – P. 555.
2. Fonagy, I. La vive voix. Essai de psycho-phonétique. Préface de Roman Jacobson. – Payot, 1991. – 368 p.
3. Воронин, С. В. Основы фоносемантики / С. В. Воронин. – М. : Ленанд, 2009. – 248 c.
4. Aragon, L. Les yeux d `Elsa / L. Aragon. – Paris : Séghers, 2004. – 165 p.
5. Recoing, E. De l`oralité d`Aragon. Aragon, la parole ou l`énigme/E. Recoing //Actes du colloque organisé par la Bpi le vendredi 11 et le samedi 12 juin 2004 dans la petite salle du Centre Pompidou.–2004.–P.140–148.
6. Aragon, L. Une vague de rêves: Ce qui est le surréel / L. Aragon // Legoutière E. Le surréalisme. – Paris : Maison et Cie, 1972. – 232 p.
7. Torlay, G. Etude de la rime dans la poésie d`Aragon / G. Torlay // L`information grammaticale, 1988. – Vol. 37, № 37. – P. 38–41.

 

Дата создания: 29.05.2014 05:44
Дата обновления: 29.05.2014 06:47